МОЗГ И РЕЧЬ

Головной мозг – орган, который управляет всем, что происходит в нашем организме и нашим поведением.  Речь зарождается в мозге, а затем определенные сигналы передаются на исполнительные органы, из которых язык  - главный, хотя есть и другие – губы, зубы, небо, гортань, бронхи, трахея.

Продолжением головного является спинной мозг. Вместе они составляют центральную нервную систему (ЦНС). Между спинным и головным отделами мозга нет никакой перегородки. Это единая система, с единым энергообменом. Принципиально важно то, что она имеет вертикальное строение и то, что головной мозга получает со стороны спинного восходящее снабжение нервной энергией.

Зоны, имеющие отношение к речи, многочисленны и  распределены по отдельным областям мозга, расположенным в обоих полушариям и внутри них. Благодаря одним из них мы понимаем речь, благодаря другим, произносим звуки речи, благодаря третьим помним и  говорим слова, четвертые обеспечивают нашу способность строить предложения, пятые ответственны за чтение и письмо. Есть и такие, от которых зависит владение сложными словами и оборотами речи – синонимами, метафорами и т.п.     

В процессе развития ребенка зоны мозга, имеющие различную специализацию, связываются между собой нервными цепями. Это обеспечивает приобретение важнейших ассоциаций: слухо-зрительных, зрительно-тактильных  и др. Такие ассоциации лежат в основе мышления, памяти, т.е. самых главных функций человека.

 

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК МОЛЧИТ?

Ваш малыш растет. С каждым днем он все больше и больше включается в жизнь. И вот на 2—3-м месяце наступает момент, когда ребенок должен заговорить. Это появление гуления, а затем лепета. И хотя в звуках и сочетаниях звуков, которые издает ребенок, нет смысла, это не просто звуки, а звуки речи. Без них невозможен дальнейший путь, который приведет его затем к возможности общения. На 9—10-м месяце жизни начинает формироваться понимание речи взрослых и первые простые слова. В 1,5—2 года наступает период усиленного развития понимания речи взрослых, быстро увеличивается количество слов, появляются первые фразы. Это происходит стремительно. Мозговые клетки ребенка максимально готовы усвоить слова - и правила их сложения во фразы. Очень важно в этот период обеспечить ребенку необходимый объем словаря и образцы правильной речи взрослых.

Но, к сожалению, бывает и такое: ребенку пора говорить, а он молчит или начинает говорить плохо, неразборчиво. Его с трудом понимают даже родители.

Молчание или  скудость речи ребенка вызывает у родителей тревогу. Наиболее грамотные из них задаются вопросом, почему их ребенок не говорит, уже тогда, когда замечают отсутствие гуления и лепета. Менее осведомленные спохватываются значительно позже, когда ребенок уже должен говорить слова и фразы. раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам крайне важно. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.

Дело в том, что тяжелые расстройства речи, как правило, не выступают изолированно. Они являются частью заболеваний, связанных с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). Наиболее частое из них (хотя далеко не единственное) — синдром детского церебрального паралича (ДЦП).

Каковы же другие причины органического поражения ЦНС, приводящего к аномалиям развития ребенка и прежде всего его речевой функции?

Во-первых, это отрицательная наследственность, разнообразные генетически обусловленные изъяны ;

Во-вторых, причиной аномального развития ребенка могут служить неблагоприятные условия внутриутробного развития плода: токсикозы, травмы (ушибы, падения), психотравмы (нервные стрессы), тяжелые заболевания

В-третьих, чрезвычайно важную роль играет то, как протекал процесс родов. Среди них на первом месте, пожалуй, асфиксия и гипоксия (кислородное голодание). Далее по степени распространенности следуют ушибы черепа, травмы мозга при наложении щипцов, неправильное поведение роженицы во время родов, неправильное предлежание, быстрые или затяжные роды, применении стимуляции, недоношенность, возраст родителей.

В-четвертых, органическое поражение ЦНС может быть следствием тяжелых заболеваний головного мозга в доречевом периоде жизни ребенка. К ним относятся менингиты, энцефалиты, абсцессы мозга, травмы черепа. 

СКОЛЬКО ЖЕ МОЖНО ЖДАТЬ?

(или задержки речевого развития )

В том-то и дело, что ждать не следует. Надо предпринимать меры сразу, как только замечено, что ребенок отстает в речи от  сверстников. В 2 года он должен быть говорящим, и общаться не только отдельными словами, но и простыми предложениями, такими как «Дай мне ….», «Иди сюда», «Пойдем …». При этом  он «имеет право» на искаженное (упрощенное) произнесение звуков. Например, вместо рак он может сказать лак, вместо шапка – сяпка и т.п.

Но малыш не должен искажать слоговую структуру слов (упрощать – можно, а вот например переставлять местами – масалет вместо самолет – или вовсе воспроизводить некий звукокомплекс, не похожий на настоящее слово – уже нет).

В любом случае отсутствие речи к двум годам — это уже тревожный сигнал. Большое значение имеет постоянное общение родителей с ребенком, начиная буквально с первых дней его появления на свет. Дети должны слышать человеческие голоса, различать интонации, улавливать эмоции, передаваемые речью. Эти начальные уроки играют фундаментальную роль в речевом развитии ребенка.

У детей с задержкой речи часто прослеживаются негативные черты поведения – такие как речевой негативизм, упрямство, неспособность скоцентрироваться на определенном занятии, быстрая утомляемость, двигательная расторможенность, агрессия и другие, часто выдаваемые родителями за «характер».

Родители часто обмениваются сведениями о том, как развивались их дети. Нередко одна мама сообщает другой: «Не беспокойся, мой ребенок тоже не говорил до 3-х лет, а потом сам научился, и теперь прекрасно разговаривает». Что уж, иногда этим грешат даже врачи. Эти успокоительные слова для обеспокоенной мамы бальзам на душу, она перестает нервничать и ничего не предпринимает для того, чтобы выяснить, почему ее ребенок молчит и как помочь ему заговорить. Действительно, бывает, что у ребенка не анартрия, не алалия, не недоразвитие речи, а лишь временная задержка речевого развития.   В этом случае он может заговорить сам, правда, далеко не всегда, о чем следует помнить.  К тому же, случаи такого спонтанного выхода из безречия редки, чаще задержка речевого развития переходит в алалию или ОНР. Время упущено, и мозг ребенка не справляется с теми функциями, которые необходимы для речевого развития.

 

Иногда в документах ребенка вместе с задержкой речевого можно увидеть и задержку психического развития. Она означает отставание ребенка от возрастных норм в мышлении, восприятии, памяти, зрительно-пространственной ориентации и других психических функциях.

Физическое развитие(размер руки, ноги, сила мышц) у таких детей часто в пределах нормы или даже с опережением. Правда, нередко дети с ЗПР бывают недостаточно ловкими.  Но эта неловкость уже не физическое развитие в прямом смысле слова. Она отражает недостаточную сформированность более сложных двигательных функций, которые занимают как бы промежуточное положение между физическим и  психическим  развитием.  Их принято  называть  навыками.

Родители и близкие ребенка чувствуют, что их ребенок не умственно-отсталый (на бытовом языке «не дурак») и не психически больной (на бытовом языке «не сумасшедший»), но понимают и то, что их ребенок все же не такой, как все. Почему? Прежде всего, потому, что важнейшие психические функции, необходимые не только для речи, но для жизнедеятельности в целом – это мышление, память, внимание, восприятие – развиты недостаточно.

Может быть так, что психическое развитие нарушено первично, тогда задержка речи в данном случае – следствие нарушенного, например, внимания. Но чаще оказывается, что именно недоразвитая речь «тянет» за собой остальные функции – не дает мышлению перейти на новый уровень, не развивает словесно-логические связи и обобщения и т.д.

 

 

«НЕБЫТИЕ» СЛОВА (АЛАЛИЯ)

Наиболее тяжелое расстройство речи, возникающее вследствие органического поражения ЦНС,— алалия. Чаще всего здесь «виноваты» родовые травмы, а также травмы головного мозга в доречевой период развития ребенка (до 1,5 лет). В отличие от дизартрии при алалии нет параличей или парезов речевых органов. Картина речевого расстройства сводится к общему недоразвитию речевой функции, т.е. у ребенка или совсем не развивается речь или же развивается с грубыми отклонениями.

Алалии, при которых в первую очередь нарушено понимание речи, а затем уже устная речь, носят название сенсорных алалий. Детей с сенсорной алалией часто путают с глухими детьми. Правильный диагноз в этом случае имеет большое значение ,так как лечение и обучение глухого ребенка принципиально отличаются от лечения и обучения алалика.

Дети с сенсорной алалией встречаются не часто. Более распространена другая форма этого недуга, а именно моторная алалия. Дети с моторной алалией  могут (хоть и не в полном объеме) понимать речь окружающих, но  сами не говорят. Родители, как правило, недоумевают: ребенок слышит, в общем, понимает речь,  может совершать движения губами, языком, но сам не говорит.  Это, действительно, трудно понять. Участки мозга моторного алалика, которые воспринимают речь (слуховая кора, расположенная в левой височной доле), не могут передать информацию тем участкам, которые преобразуют слуховые сигналы в артикуляционные движения (речедвигательная кора) Нарушен «транспорт»    необходимых сведений,  и согласованные действия зон мозга, обеспечивающие речь, отсутствуют. Виноваты в этом нервные пути, связывающие участки мозга. Они, по разным причинам,  обладают плохой проводимостью.

Лечение и обучение детей с алалией – сложный, трудоемкий и длительный процесс. Чаще всего, как и в случае с ОНР, необходимо посещать специализированный сады для детей с нарушением речи, где смогут не только приспособить быт и режим под потребности ребенка, но и помочь ему. Только система регулярных систематических и каждодневных занятий, вкупе с медикаментозным лечением, может дать результаты.