Главная » Статьи » Мои статьи

Устами младенца

Текст публикуется без сокращений

 

ОТ 0 ДО 3Х МЕСЯЦЕВ

 

     Самая  первая речевая активность появляется у ребенка сразу же при рождении – это первый крик. Конечно, он возникает неосознанно и вызван резким изменением окружающей среды, а не желанием пообщаться – но тем не менее, во время крика уже вовсю работают голосовые связки и дыхательная система, а по его характеру можно предположить дальнейшее речевое развитие малыша. Крик каждого ребенка индивидуален, но логопеды считают, что он не должен быть хриплым, сдавленным, чересчур пищащим или слишком тихим.

Со временем (к 2-3 месяцам) крик начинает сопровождаться усилением двигательной активности, появляются слезы. В этом же возрасте мамы отмечают различение криков в зависимости от состояния малыша: голода, боли и т.д.

    Главное на этом этапе – эмоциональное общение с взрослым, в особенности, с мамой. Обязательно разговаривайте с малышом. Ваша речь должна быть медленной, четкой, но без лишнего «сюсюкания», достаточно того, что предложения будут короткими, а слова – простыми. Активно пользуйтесь мимикой и интонацией и старайтесь, чтобы при этом ребенок видел ваше лицо.

    Во время режимных моментов (купания, переодевания и др.) оречевляйте то, что делаете, даже если Вам кажется, что кроха ничего не слушает. Одни исследователи считают, что уже во время беременности ребенок понимает обращенную к нему речь, другие – что это становится доступным только к году; но все они сходятся в том, что дети, чьи мамы активно общались с ними с самого рождения, начинают говорить быстрее и лучше своих сверстников.

 

ПРАКТИКУМ: Занимаемся с малышом дома.

  1. Вызываем зрительное и слуховое сосредоточение:

- Учите малыша всматриваться в предметы (можно раскачивать или потряхивать яркую игрушку, лучше, если она будет из нескольких контрастных цветов).

- При общении с малышом задавайте вопросы и сами отвечайте на них, например: «Хорошая Танечка? Хорошая Танечка!»

2. Делаем легкий массаж губ (все движения должны быть плавными и легкими):

- нежно поглаживайте, постукивайте губы малыша

- пассивно открывайте и закрывайте рот ребенку.

3. Учим речевому вниманию (с2х месяцев): разговаривая с наследником, медленно обходите его кровать, стараясь, чтоб он поворачивал голову или следил глазами.

 

 

ОТ 3Х ДО 6 МЕСЯЦЕВ

     В этом возрасте появляется новый вид крика, «ложный» - вызван он не жизненно важными потребностями, а желанием видеть маму и общаться с ней. К началу 3его месяца у большинства здоровых детей частота крика снижается (хотя он по-прежнему используется как «протест», в ответ на неблагоприятный раздражитель) и появляются отчетливо произносимые гласные звуки – гуление или первичные вокализации. Возникают они спонтанно, и только во время бодрствования, обычно это звуки А, У, И. Примечательно, что сам малыш получает удовольствие от этих вокализаций. Гуление – еще очень примитивная форма речи, но уже на данном этапе работают дыхательная система, голосовые складки, губы; осуществляются первые попытки слухового контроля над речью и целенаправленного речевого общения.

  К 3-4 месяцам мамы замечают, что при их появлении малыш начинает активно двигать ручками и ножками, поворачивает голову, улыбается и гулит. Психологи называют это комплексом оживления. На этом этапе с уверенностью можно сказать, что кроха общается с вами и рад этому!

     Характер и продолжительность гуления зависят от реакции мамы. Если мама радуется, повторяет вслед за малышом незатейливые комбинации звуков – гуление усиливается и приобретает более эмоциональный характер.

 

ПРАКТИКУМ:

  1. Многократно повторяем имя ребенка при общении с ним в различных вариациях: Саша, Сашенька, Сашуля.
  2. Стимулируем гуление:

          - Взяв малыша на руки, привлеките внимание к своему лицу (для этого можно пощелкать языком, поцокать или просто поцеловать кроху). Когда ребенок остановит взгляд на вашем лице, начните произносить звуки «гуу», «агыы», «агуу».

          -во время «переклички» с ребенком сначала повторяйте те звуки, что он говорит, затем добавляйте новые, с 5 месяцев – слоги (ба,па,ма,да)

  1. Развиваем речевое внимание:

           - побуждайте ребенка искать источник звука (музыкальные инструменты и игрушки): спрашивайте: «Где машинка?» и после того, как ребенок повернет головку в нужную сторону, отвечайте: «Вот машинка»!»

          - произносите короткие рифмованные строки, изменяя интонацию, темп произнесения слов и громкость голоса (подойдут простейшие детские стихи и потешки);

         - в игровой ситуации прячьтесь от ребенка и неожиданно появляйтесь;

         - окликайте малыша из разных мест комнаты, привлекая его внимание, чередуйте шепотную речь с громкой.

 

 

ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ

     Примерно в полгода у малышей появляется лепет – это произнесение сочетаний звуков, похожих на слоги или даже слова. На первых этапах это обычно звуки П и Б с гласными (паа, буу, апу и т.д). Логопеды называют это ранним лепетом. Затем кроха начинает произносить целые «слоговые цепочки». Интересно, что в лепете присутствуют все звуки всех языковых систем мира, но сохраняются только те, которые ребенок слышит от окружающих взрослых. При лепете включается в работу артикуляция, т.е специальные движения органов речи (языка, губ, щек, нижней челюсти).

     Разные чувства вызывают разные звуки у малыша, во время лепета кроха также может высовывать язычок, строить рожицы, пытается имитировать мимику мамы. Начинается новый этап общения с ребенком – общение на основе понимания, когда взрослый через речь руководит всем развитием и поведением ребенка.

     Произнести слово малыш еще не может, но он уже способен усвоить его значение. Для этого ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, трогать его, нюхать (если он имеет запах), попробовать на вкус (если он съедобен), выполнять с ним какие-нибудь действия (катать, держать в руках, гладить, и т.д.) Словом, задействуя как можно больше органов чувств, мы обеспечиваем крохе легкое и полное усвоение слова.

 

ПРАКТИКУМ

  1. Развиваем понимание речи:

-называйте части тела, игрушки, предметы одежды, имена детей и взрослых, действия. Называйте все, что привлекает внимание ребенка.

- махая рукой ребенка вслед уходящему взрослому, говорите: «Пока-пока!». Поиграйте в игры, требующие выполнения движений по просьбе («ладушки», «дай ручку», «до свидания» и др.)

  1. Стимулируем лепет:

-во время лепета подражайте звукам, которые малыш произносит. Говорите новые слоги (ба-ба, ма-ма, бу-бу, пы-пы и т.д.), добиваясь подражания.

            3. Играем с ширмой, развивая представления о величине, форме, цвете предметов:

                - «заходит» за ширму одна игрушка, а выходит другая;

                - входит большая, а выходит маленькая;

                - прячется за ширму шарик, а с другой стороны появляется кубик

             В роли ширмы может быть любая занавеска, загородка, дверца – так, чтобы ребенку не было видно происходящее за ней.

 

 

ОТ 9 МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА

 

    Лепет в этом возрасте усиливается, и становится все более разнообразным: дети уже повторяют цепочки разных слогов, например «ва-ля», «ма-ля», «па-ну». Лепет становится все больше похож по форме на слова родного языка. Ближе к концу этого периода у детей появляется ударение и интонация, именно поэтому многим мамам кажется, что их чадо уже вовсю разговаривает «на своем языке».

     Понимание речи также совершенствуется, ребенок радуется разговору и активно пытается подражать речи и мимике уже не только мамы, но и других людей.

    Ближе к году кроха делает свои первые шаги: примерно в это же время у него появляется первое слово. Это может быть «дай», «иди», «киса», «пить» и другие простые слова, которые малыш часто слышал раньше; однако у некоторых детей первыми становятся «неожиданные» слова вроде «телефон», «колесо» или даже «лифт». Кстати, долгожданные «мама», «папа», «баба» большинство специалистов не считают полноценным словом (так называемые «лепетные псевдослова»), потому что состоят они из повторяющих слогов и часто не несут смысловой нагрузки. Что же считать словом? Слово – этот тот набор звуков, который малыш устойчиво использует для обозначения конкретного предмета или ситуации. При этом слова годовалого малыша могут быть искаженными и упрощенными. Так, если «ка» - это ворона, то это самое настоящее слово, а вот если тем же «ка» кроха называет и кашу, и птичку, и сестру Катю – это пока словом не является.

     А что же с лепетом? С появлением слов он никуда не исчезает, а наоборот, усиливается, становится все более мелодичным и интонированным.

   Считается, в активном словаре годовалого малыша должно быть около 10-12 слов, однако в этом возрасте (в отличие, например, от трехлеток) количество не так важно, а важно то, чтобы слова вообще были и малыш их активно использовал для называния предметов, обозначения ситуации и требования чего-нибудь. Появляется потребность не просто в общении, а в общении с помощью речи – и эту потребность необходимо поддерживать и поощрять, ведь ребенку предстоит длинный путь становления одной из самых сложноорганизованных функций человеческого организма – речи.

 

ПРАКТИКУМ:

  1. Продолжаем развивать понимание речи:

- Дайте малышу послушать звучание предметов: бубна, колокольчика, музыкальной игрушки. Затем, спрятав их за ширму, дайте послушать еще раз. После окончания звучания очередного инструмента доставайте его из-за ширмы и говорите: «Это был колокольчик!» и т.д.

- Показывайте малышу знакомый предмет или игрушку и называйте ее. Затем попросите показать: «Где зайчик?», далее попробуйте давать ребенку указание, чтобы он находил нужный предмет и давал («Дай зайчика!»)

- Показывайте предмет в действии и называйте («Кукла спит», «Машина едет», «Кошка умывается» и т.д)

     2. Побуждаем ребенка к произнесению слов:

        - Покажите ребенку игрушку, дождитесь интереса к ней и желания взять, а затем говорите     «Скажи дай-дай!»

       - Продемонстрируйте знакомую игрушку и попросите ее назвать: «Что это? (Кто это?)»

      - Побуждайте малыша договаривать отдельные слова и слоги в потешках и коротких стихах, например: «баю-бай, баю-бай, ну-ка, Миша .... (засыпай)», «Мишка по полу идет, топ-топ, топ-...(топ), «а-а-а, у-ли, дети все усну... (ли) и др. Здесь важно использовать тот материал, который ребенок неоднократно слышал на более ранних этапах развития.

      3. Начинаем развивать грамматический строй речи: для этого задавайте вопросы «Где мама? Кто это? Кому дать молоко? Кто пойдет гулять?» Ребенок может отвечать как них, как словом, так и жестом (показом, действием), главное, чтоб он понимал и осознавал их.

4. Делаем простую артикуляционную гимнастику: Сядьте перед зеркалом так, чтобы видеть и себя, и лицо малыша. Начните выполнять упражнения, стимулируя у ребенка подражание. Если  у крохи пока не получается, не бойтесь выполнить движение пассивно (пальцами открыть рот, слегка потянуть за язычок и т.д.). Постарайтесь, чтобы он видел себя в зеркале в этот момент. Со временем малыш поймет, что от него хотят, и научится все делать сам.

    - На первых этапах выполняйте простейшие упражнения: открыть рот, закрыть рот, высунуть язык, убрать язык.

    - Затем переходите к упражнениям посложнее:

«Карасик» - пошлепать расслабленными губами, как рыбка

«Слоник» - вытянуть губы в трубочку

«Улыбка» - широко улыбнуться

«Лошадка» - пощелкать кончиком языка

«Вкуснятина» - приоткрыть рот, облизать сначала верхнюю губу, затем нижнюю. При этом следить, чтобы другая губа не помогала языку и не «подсаживала» его.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…?

  1. Новорожденный не закричал при рождении, закричал не сразу или его крик был не таким, как у других детей;
  2. К 4м месяцам не появились гуление и «комплекс оживления»;
  3. К 7ми месяцам у ребенка нет лепета, он не реагирует на голос мамы и не радуется общению с ней;
  4. Гуление и лепет появились в срок, но затем резко пропали или начали плавно угасать;
  5. Ребенку не нравится слышать речь, в том числе книжки и песни, он закрывает ушки или плачет;
  6. К году не появилось ни одного настоящего слова;
  7. К году малыш не может взглядом или жестом показать знакомую игрушку или предмет
  8. Речевое развитие протекает с сильным опережением, в год ребенок говорит развернутую фразу, пытается рассказывать стихи.

 

Во всех этих случаях нужно, в первую очередь, не расстраиваться – то, что проблема обнаружилась на таком раннем сроке, говорит о том, что, скорее всего, ее удастся быстро решить. Правильным будет показать малыша логопеду. Приготовьтесь рассказать специалисту о раннем развитии, вашей беременности и родах, привычках и поведении малыша. Нелишним будет подготовить несколько аудио- и видеозаписей крохи (подойдут и те, что сделаны на телефон), т.к в незнакомой обстановке ребенок может вести себя не так, как обычно. Логопед поможет определить, есть ли проблема, каковы ее причины, и, самое главное, подберет Вам коррекционную программу, по которой Вы со своим малышом будете заниматься дома. К сожалению, не все отечественные логопеды готовы и умеют обследовать годовалых малышей, но найти их можно почти в каждом городе уже сейчас.

 

 

 

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ: что может навредить развитию речи.

 

Существует ряд факторов, которые врачи, психологи и логопеды считают неблагоприятными для развития речи и ребенка в целом. Это:

 

- наследственность: не существует точной связи между нарушениями речи или психики у родственников и детей, однако статистика показывает, что у детей с неблагоприятной наследственностью речевые дефекты возникают чаще, чем у других;

- осложненное течение беременности (сюда относятся все травмы и болезни будущей мамы, угрозы выкидыша, возраст родителей и даже их нежелание иметь ребенка);

- родовые травмы, слишком быстрые или наоборот, затяжные роды, применение стимуляции родовой деятельности, асфиксия и гипоксия у плода.

- различные неврологические патологии и микропатологии: ММД, ПЭП, церебро-астенический синдром, повышенное внутричерепное давление, гематомы мозга, гипер-или гипотонус мышц и некоторые другие.

- перенесенные ребенком заболевания, такие как менингит, энцефалит, полиомиелит, цитомегаловирусы.

 

Что же делать родителям в этих ситуациях? Прежде всего, не волноваться и не паниковать. Ничего страшного еще не произошло, и наличие вышеперечисленных факторов вовсе не означает, что у ребенка будут какие-либо дефекты. Однако, лучше с ранних лет пристально следить за развитием малыша, заниматься с ним (см. Практикум), и в случае отклонений сразу же обращаться к специалисту.

 

________________________________________________________________________

5 САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ  РОДИТЕЛЬСКИХ ОШИБОК ПРИ ОБЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ:

 

  1. «Сюсюканье».

Младенец должен слышать слова, произнесенные обычным человеческим языком – таким, на котором он сам впоследствии будет говорить. Бывает иногда трудновато объяснить уже подросшему карапузу, почему его любимая игрушка вдруг перестала называться бибикой.

 

  1. Недостаточно разговоров и книг.

Многие родители не считают нужным разговаривать с ребенком, и тем более, читать книжки – зачем, он ведь еще такой маленький! Между тем, только из обращенной к нему речи взрослых (и ниоткуда больше) кроха черпает свои первые языковые умения. Так что, будьте уверены: может он вас и не понимает, но на ус наматывает!

 

  1. Переизбыток впечатлений

Бывает и наоборот. Малыш с интересом слушает книги, и хочется каждый день предложить ему новую! А еще стишки, песенки, мультики… Некоторые дети попросту не справляются с таким объемом информации, и могут начать даже заикаться! А вот повторять одну и ту же потешку изо дня в день им совсем не скучно и даже полезно.

 

  1. Повышенные требования.

Ребенок в год еще не должен говорить предложениями и пытаться повторять стихи. Если малыш вдруг пытается делать это, затыкать ему рот, конечно, не стоит, но и стимулировать и поощрять такое раннее речевое развитие ни к чему. Сюда же относятся методики типа «английский для ползающих», «читаем с пеленок» и т.д. Во-первых, нет ни одного исследования, доказывающего их стопроцентную безопасность, а во-вторых, польза от такого «обучения» весьма сомнительная.

 

  1. Отказ от помощи

Большинство мам консультируется по поводу развития речи с подругами, соседями по площадке, бабушками, тетями – словом, с кем угодно, кроме экспертов. Между тем, из двух с виду одинаковых малышей один может иметь проблемы в развитии, а второй – нет, и разобраться тут под силу только специалисту. Поэтому при любых возникающих вопросах и беспокойствах не бойтесь обращаться к специалистам – детским психологам и логопедам. Они не кусаются.

___________________________________________________________________________

Екатерина Матвеева, логопед, специальный психолог

"Счастливые родители" №10 2014 г.

Категория: Мои статьи | Добавил: mishilda89 (24.10.2014)
Просмотров: 325 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: